бизнес: фотосалон
Прежде всего, стоит определить перечень услуг, который вы хотите предложить своим клиентам. От специфики услуг салона зависит размер помещения, его географическое расположение, число персонала, оборудование.
Список услуг может включать: изготовление фото на документы, художественная съемка, ретушь, печать с цифровых носителей, продажа фототоваров, сканирование, снятие копий, нанесение изображения на различные предметы, обучение фотоискусству. Конечно, чем больше услуг вы предлагаете своим клиентам, тем большую прибыль получаете, но и капиталовложения соответственно увеличиваются.
Следующий этап – выбор помещения. Для документальной съемки много места не потребуется, в среднем около 3-4 кв. метров, чтобы расположить фон, стул для съемок, фотокамеру, осветительный прибор, стол с принтером и компьютером, зеркало.
Если же в ваши планы входит заниматься еще и художественной студийной съемкой, то понадобиться помещение от 50-60 кв. метров с высотой потолка не менее 3 метров. На этой территории должна размещаться гримерная с зеркалом, стулом, столом, вешалками для костюмов, ширмой, занимающая около 10 кв. метров, место администратора – около 5 кв. метров, всю остальную площадь займет место для съемки. При обустройстве студии желательно сделать ремонт. Следует помнить, что стены, потолок, пол в студии делают однотонным. Особое внимание необходимо уделить оборудованию фотостудии. Для работы понадобятся: профессиональная фотокамера, несколько типов объективов, вспышка с большим ведущим числом, осветительное оборудование (минимум три импульсных источника света мощностью от 400 Дж), различные аксессуары (софтбоксы, шторки, сотовые насадки, фильтры, штативы и т.д.), несколько фонов разных цветов и фактур, компьютер для обработки изображений с программным обеспечением, фотопринтер. Студия подобного формата получает доход от студийной фотосессии, рекламной съемки, выездной съемки торжественных мероприятий, детей и студентов для выпускных альбомов, сдачи студии в аренду, продажи подарочных сертификатов на услуги студии, ретуши изображений, организации фотокурсов.
Значительным источником дохода фотосалона является продажа фототехники и аксессуаров, услуги по сканированию изображений, распечатке фотографий. Для этого понадобятся две дополнительные комнаты - одна для торгового зала и приема заказов, другая для фотолаборатории.
Важным этапом вашего бизнеса станет подбор персонала. Допустим, что вы открываете фотосалон с обширным набором услуг. Вам потребуются два фотографа (один для работы в студии, другой для выездной съемки), их вознаграждение обычно состоит из оклада и процентов от заказов. Важный сотрудник вашей компании - администратор, в обязанности которого входит следить за порядком в салоне, принимать посетителей, вести телефонные переговоры с заказчиками, заниматься материально-хозяйственным обеспечением, обычно получает фиксированный оклад. Остальной персонал – это визажист, создающий образ моделям (может привлекаться для почасовой работы и не входить в штат постоянных сотрудников), минимум два продавца-консультанта, принимающих заказы на печать и обработку фотографий и реализующих фототовары, оператор печатной машины, бухгалтер, мастер чистоты. В дальнейшем вы можете расширить штат за счет менеджера по рекламе, закупщика фототоваров, агента по поиску заказов и т.д.
Вот, наконец, вы открыли фотосалон. Встал вопрос. А как же привлечь клиентов? Для начала нужно заказать сайт, где будут представлены работы фотостудии и прайс-лист. Необходимо посещать специализированные форумы, где можно найти арендаторов студии и заказчиков портфолио. Заказчиками рекламной съемки могут выступать рекламные агентства, которые обычно не имеют своей фотомастерской. Очень важно участвовать со своими работами в профессиональных выставках. Приток клиентов обеспечат и вполне традиционные методы рекламы – реклама в СМИ, распространение буклетов и листовок.
В среднем фотосалон окупается в течение года и приносит хороший доход при правильном планировании и продвижении.